В этом году в ЮРГПУ(НПИ) проходит юбилейный, 55-й по счету, традиционный фестиваль «Студенческая весна». Это действительно важная веха в истории вуза и в жизни каждого политехника, ведь мало кто из выпускников нашего университета в свои студенческие годы оставался в стороне от фестивального движения.
Традиционное вузовское фестивальное движение у политехников пользуется особенной любовью и популярностью, в очередной раз доказывая, что талантливые «технари» и «физики» талантливы во всем, а значит – могут быть блестящими вдохновенными «лириками»! Каждый год фестиваль посвящен какой-то теме, а все его участники – представители команд факультетов вуза – предлагают зрителям собственное ее переосмысление. На сцене студенты демонстрируют все свои творческие способности: поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, демонстрируют номера оригинального жанра, актерское мастерство и многое другое! В ходе подготовки к выступлению кто-то обязательно открывает в себе совсем уж неожиданный талант режиссера, сценографа, художника по костюмам и гриму, декоратора.
За эти 55 лет через фестиваль успело пройти не одно поколение студентов НПИ, более 10 000 человек самого разного возраста с гордостью носит звание "фестивальщик" и среди них – не только выпускники, но и нынешние преподаватели! Фестивальное движение по праву считается самым массовым в нашем университете - не даром, на сцене ЮРГПУ(НПИ) хотя бы раз, но выступал каждый третий студент!
Истоки этого движения лежат в далеких двадцатых годах прошлого века. Начиная с лета 1920г. активизируется студенческая жизнь и, как никогда, получает свое развитие музыкальная и драматическая культура. В ДПИ в середине 20-х годов были созданы кружки – хоровой, драматический, литературный, фото, изобразительного искусства, симфонический и духовой оркестры, выпускалась сатирическая газета «Гайка».
В середине 50-х годов в НПИ возникает СТЭМ. Его участники – студенты всех факультетов института ставили вполне профессиональные спектакли, были неизменными участниками всех студенческих вечеров и праздников. Спектакли ставили своими силами. Сами писали стихи, музыку, рисовали декорации.
Первая половина шестидесятых годов была эпохой факультетских коллективов. А в 1962 году был проведен первый студенческий фестиваль художественной самодеятельности! В плане работ профкома НПИ на 1962 год было записано: «Конкурс художественной самодеятельности факультетов – февраль- апрель». В Постановлении сказано:
«-Фестиваль начать с 15 апреля 1962г.
-Создать жюри к 1 апреля 1962г.
-Всем факультетам представить план проведения фестиваля к 1 марта.
-К 20 марта составить условия оценки исполнителей в смотре художественной самодеятельности на фестивале.
-На очередном заседании профкома заслушать некоторые факультеты о подготовке к фестивалю».
С тех пор и ведет свою историю эта прекрасная традиция, а каждую весну вузовская сцена блистает разнообразными талантами. На весенних фестивалях в жарких баталиях схлестывались «Эстрадный коллектив строителей» (ЭКС), «Коллектив эстрадных миниатюр и пародий» (КЭМП), «Театр миниатюр механиков» (ТММ), СТЭМы химиков, геологов, «фмашников» (студентов факультета механизации и автоматизации). Но, невзирая на отчаянное соперничество на сцене, вне ее многие были связаны дружескими отношениями.
Свежую струю в деятельность студенческих театров внес прошедший в Москве первый (и последний) всесоюзный конкурс студенческих театров эстрадных миниатюр. Открывал его сам Райкин. Тогда впервые прозвучали фамилии Р.Карцева, В.Ильченко и М.Жванецкого. Прогремел СТЭМ МАИ. От НПИ на фестивале побывала небольшая делегация (Михаил Визельберг и Александр Дашков), которая привезла массу текстов. Они сразу же прижились на нашей сцене и стали классикой: «Дездемона», «Закон Ома». В 1967-68 году коллективы решили объединиться в институтский СТЭМ под руководством А. Малашенко.
Большим событием была гастрольная поездка СТЭМа и оркестра НПИ «Джаз-67» в г. Пермь зимой 1969 г. В те годы наш вуз имел партнерские отношения с Пермским политехническим институтом. Эта поездка еще больше сплотила коллектив и заставила очень серьезно относиться и к сценографии, и к текстам.
Помимо СТЭМов на каждом факультете были ВИА со своими солистами, танцевальные коллективы, исполнители оригинального жанра, и конечно, исполнители классического репертуара. Рядом со студентами за кулисами почти всегда оказывались преподаватели, которые своими талантами поддерживали родные факультеты на фестивальных концертах. Ноту торжественности вносили хор и чтецы. Особенно блистал мужской хор механического факультета. А задорные народные танцы всех республик Союза поднимали настроение всем присутствующим.
Фестивальная декада, весна, радость творчества и самовыражения давали сильный импульс для студентов на весь год.